На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Уроки жизни от индейцев Сиу: как из мальчика превратиться в настоящего мужчину

«Индеец, исходя из своей простой философии, старался избегать централизованного населения и дьявола цивилизации. Его не заставляли принимать материализм как основной принцип жизни; он предпочёл жить как можно проще. Несомненно, его бродячая жизнь на открытом воздухе была более опасной, чем жизнь, сведённая к системе и механической рутине; тем не менее, он считал себя намного счастливее других. Безусловно, его философия имела свои явные недостатки, однако она была целостной и последовательной, в отличие от нашей современной цивилизации. Он знал, что добродетель является необходимой для поддержания физического совершенства, а сила (в смысле выносливость и жизнестойкость) лежит в основе истинной красоты. Он был готов в любой момент помочь своим товарищам. Щедрый и смелый, он не боялся голода, страданий и смерти, и наверняка все его считали кем-то вроде героя. “Не иметь, а быть” – таким был его девиз». @ Чарльз Александр Истмен

Уроки жизни от индейцев Сиу: как из мальчика превратиться в настоящего мужчину


Иногда говорят, что жизнь американских индейцев излишне романтизируют те, кто не понаслышке знают, какой она была на самом деле.

Чарльз Александр Истмен, человек, который вырос среди американских индейцев, впоследствии тоскливо вспоминал: «Индейский мальчик наслаждался той жизнью, о которой мечтают практически все дети на свете. Если бы им разрешили, они бы тоже предпочли так жить».

Чарльз Александр Истмен родился в 1858 году в племени Сиу. Ему дали имя Хакада («Младший Сын»), поскольку его мать умерла при родах. Отец мальчика, «Много Молний», как все считали, был убит белыми во время Дакотской войны 1862 года. Его воспитывали бабушка и дядя в духе культуры Сиу. Когда он повзрослел, ему дали новое имя – Охайеза («Победитель»).

До того как жизнь Охайезы приобрела резкий, неожиданный поворот и сделала его Истменом, он практически завершил путь превращения из мальчика в мужчину. Элементы этого пути содержат много мудрости, которая может пригодиться современным молодым людям.

Как мальчик из племени Сиу стал мужчиной

«С самого детства меня учили быть мужчиной; это была основа всего. Затем меня учили быть воином и охотником, не придавать значения деньгам или личным вещам и приносить пользу обществу. После того как во мне возникло трепетное чувство всепроникающего присутствия Духа и Деятеля жизни и глубокое осознание братства людей, первое, что мне нужно было сделать – это идеально приспособиться к естественности – иными словами, гармонизировать себя с природой. Для этого я должен был сделать своё тело симметричным и несокрушимым – прочным домом для души. Мне следовало научиться верить, терпеть, контролировать себя, в нужных ситуациях хранить молчание и помнить, что настоящий индеец всегда делится тем, чем владеет».
Чарльз Александр Истмен

Воспитание мальчика из племени Сиу начиналось ещё до его рождения. Пока он рос в утробе своей матери, она выбирала образец мужественности из числа героев племени и надеялась, что её сын в один прекрасный день станет таким же. После она бродила по лесу в полном одиночестве и рассказывала себе и своему будущему ребёнку о доблестных подвигах человека, которого она выбрала в качестве примера для подражания. Считалось, что эти вдохновляющие слова, наряду со спокойствием и тишиной природы, оказывают положительное воздействие на плод.

После того как мальчик появлялся на свет, члены его семьи и племени не теряли времени даром и продолжали воспитывать в нём мужчину:

«Когда маленький воин вступал в этот мир, его тут же встречали колыбельными песнями, рассказывающими о великих подвигах, совершённых героями во время охоты или на войне. То, о чём мать мальчика постоянно думала ещё до его рождения, теперь превратилось в слова, смысл которых ребёнку пока не был ясен. Мальчика призывали стать защитником своего народа, жизнь которого зависит от его смелости и мастерства».

В первые годы жизни мальчика из племени Сиу его в основном воспитывала мать. В случае с Охайезой эту роль на себя взяла его мудрая бабушка. Как только он научился ползать, они вместе приступили к изучению названий и описаний различных растений и животных. Бабушка Охайезы воспитывала его как настоящего «принца дикой природы».

Шесть добродетелей, которые развивают у детей из племени Сиу

Бабушка Охайезы также начала развивать у него черты характера и добродетели, которые нужны были ему для того, чтобы однажды занять своё место среди мужчин племени. «Молчание, любовь, благоговение – первые три урока; далее следуют щедрость, мужество, и целомудрие».

Молчание. « Представители племени Сиу считали, что нужно говорить только по делу, избегая всяких мелочей. Младшие могли заговорить со старшими только с их разрешения. Как поясняет Истмен, добродетель молчания была важной частью «индейского этикета»:

«Люди, среди знакомых которых есть индейцы, не могут отрицать, что мы вежливый народ. Как правило, воин, который вселял страх и ужас в сердца своих врагов, был человеком образцовой мягкости, доброты и присущей женщинам утончённости; именно таким его знали родственники и друзья. Мягкий, низкий голос считался нормальным как для мужчин, так и для женщин! На самом деле общинная жизнь в вигвамах со временем стала бы невыносимой, если бы не эта инстинктивная сдержанность и деликатность, это неизменное уважение к месту, где живёшь, и вещам каждого члена семейного круга, этот привычный порядок, спокойствие и приличие».

Любовь. Любовь мужчины Сиу не вращалась вокруг романтической сентиментальности и проявлялась в служении обществу и соблюдении своих обязанностей:

«Каждому мальчику с самого его зачатия внушают, что он должен приносить пользу обществу. Он каждый день получает уроки, которые становятся его неотъемлемой частью. Ему не нужна зарплата, «чаевые» или премии за работу. Лучшая награда для него – это общественное признание и осознание бескорыстного служения».

Представители племени Сиу считали, что дружба является самым суровым испытанием характера:

«Мы думаем, что быть преданным семье и племени, чья кровь течёт в Ваших венах, очень легко. Любовь между мужчиной и женщиной основана на брачном инстинкте и не свободна от желания и своекорыстия. Иметь друга и помогать ему при любых обстоятельствах – признак настоящего мужчины! Высшим типом дружбы являются отношения «брат-друг» или «друг, за которого готов отдать собственную жизнь». Эта связь между мужчиной и мужчиной обычно формируется в раннем возрасте и может быть разрушена только смертью. В ней заключается суть товарищества и братской любви, без мыслей об удовольствии или выгоде, но с моральной поддержкой и воодушевлением. Каждый клянётся умереть за другого, если потребуется».

Благоговение. Религия была основой индейского воспитания», и духовность члена племени Сиу была неразрывно связана с пониманием священного природного мира. Считалось, что у каждого живого существа есть душа – не такая, как у человека, но тоже созданная Творцом. Мужчина из племени Сиу чувствовал родство с землёй и животными и был благодарен за одежду и еду, которую предоставил ему природный мир. В связи с этим он сохранял благоговение и изумление до конца своей жизни.

Щедрость. Представители племени Сиу считали, что «любовь к вещам – это слабость, которую необходимо преодолевать». Стяжательство ослабляло мужественность и препятствовало духовному росту.

Чтобы преодолеть привязанность к вещам и придерживаться минималистичного образа жизни, при рождении ребёнка, на свадьбах, похоронах и прочих важных событиях устраивалось безвозмездное дарение вещей. Во время таких церемоний члены племени Сиу часто отдавали всё до последнего:

«Индеец, будучи человеком простым, в буквальном смысле раздаёт всё, что у него есть, своим родственникам и гостям из другого племени или рода, в основном бедным и пожилым людям, не требуя ничего взамен. Религиозные пожертвования сами по себе могут не иметь особой ценности, однако для дарителя они несут смысл и награду истинного жертвоприношения».

Умелый охотник регулярно приглашал пожилых людей из племени на семейный праздник; они, в свою очередь, развлекали присутствующих поучительными историями давно минувших дней.

Показывая свою щедрость и великодушие, член племени Сиу приобретал репутацию хорошего охотника, радушного хозяина и славного воина, которого все почитали и считали «человеком мира».

Мужество. Чарльз Александр Истмен вспоминал, что ему «хотелось быть смелым человеком так же сильно, как белому мальчику стать великим адвокатом или даже президентом США».

Мужество заключалось в стремлении и желании служить и защищать других людей, забыв о себе. Истмен говорил:

«Концепция мужества Сиу делает его высокоморальной добродетелью, которая заключается не столько в агрессивном самоутверждении, сколько в абсолютном самоконтроле/ Поистине мужественный человек не предаётся ни страху, ни гневу, ни желанию, ни агонии; он всегда контролирует себя. Его мужество поднимается до высот рыцарства, патриотизма и настоящего героизма. “Пусть ни холод, ни голод, ни боль, ни страх, ни опасность, ни смерть не помешают тебе творить добрые дела”, – сказал старый вождь молодому человеку, который собирался посреди зимы искать буйвола, чтобы помочь голодающим людям».

Целомудрие. Целомудрие в племени Сиу ценилось не только в женщинах, но и в мужчинах. На некоторых празднествах разрешалось присутствовать только молодым людям, которые никогда не ухаживали за девушками. После демонстрации мужских качеств молодой человек мог уже по праву считаться женихом. Всеобщим уважением пользовался молодой человек, который отличился в войне или охоте и получил место в совете.

Юноши племени Сиу постоянно участвовали в различных спортивных играх, которые служили выходом для их сексуальной энергии, поэтому они могли сохранять мужественное самообладание в этой сфере своей жизни.

Образование

«“Школа дикой природы” – не бесплановая вещь, а целая система образования, которая возникла очень давно и даёт свои результаты. Находчивость, верность и самостоятельность – качества, которые ценятся не только в цивилизованном обществе, но и в жизни среди дикой природы. Однако, на мой взгляд, индивидуальность и инициатива являются более развитыми в человеке, который большую часть своего времени проводит на открытом воздухе».
Чарльз Александр Истмен

Когда мальчик из племени Сиу становился юношей, его дальнейшим воспитанием занимался отец (в случае с Охайезой – его дядя). Старшие члены племени учили молодого человека быть воином и охотником и придерживаться кодекса чести Сиу. Это образование имело несколько форм:

Опрос. Отец мальчика постоянно задавал ему вопросы о природных явлениях, чтобы убедиться в том, что он умеет различать растения, следы животных, погодные условия и прочее. Истмен вспоминал:

«Когда я покидал вигвам рано утром, мой дядя говорил мне: “Хакада, обращай внимание на всё, что ты увидишь”. Вечером, когда я возвращался домой, он часто задавал мне различные вопросы вроде “На какой стороне деревьев цвет коры светлее?” или “На какой стороне деревьев гуще ветви?”.

Также он спрашивал меня о названиях всех новых птиц, которых я видел в течение дня. Я называл их, отталкиваясь от цвета или формы клюва, а также их пения, внешнего вида и местонахождения гнезда – по сути, всего, что произвело на меня впечатление. Должен признать, что я много раз ошибался. В таком случае дядя исправлял меня. На правильные ответы он реагировал похвалой».

Рассказывание историй. Знания и традиции члены племени Сиу передавали младшим поколениям в устной форме. Мальчики должны были внимательно слушать и запоминать рассказы старших, после чего воспроизводить их самостоятельно. Это был весьма эффективный метод «обучения». Он развивал память, помогал преодолевать страх перед публичными выступлениями, впитывать философию Сиу и вдохновлял жить так, как герои прошлого:

«Индейский мальчик очень рано брал на себя задачу сохранять и передавать легенды своих предков и народа. Его родители, дедушки и бабушки почти каждый вечер рассказывали ему новый миф или историю, которые он слушал с полуоткрытым от удивления ртом и блестящими глазами. На следующий день мальчика просили повторить рассказ. Если ему не удавалось это сделать с первого раза, он пытался снова до тех пор, пока у него всё получалось. Но, как правило, индейские мальчики умели внимательно слушать и обладали хорошей памятью, поэтому проблем с пересказом у них не было.

Такой метод обучения одновременно просвещал разум мальчика и стимулировал его амбиции. Его представление о собственной будущей карьере становилось яркой и непреодолимой силой. Он учил всё, что необходимо было знать, и не боялся трудностей и опасностей на пути к превращению в поистине великого человека».

Наставничество. Наставничество считалось одним из лучших методов обучения индейских мальчиков и заключалось в том, что сначала они внимательно наблюдали за действиями других мужчин племени, после чего следовали их примеру. Молодые люди постоянно находились в окружении наставников – третьей семьи, которая помогала воспитывать их.

Культура чести

Члены Сиу, как и все древние племена, жили в соответствии с культурой чести, которая включала в себя несколько основных элементов:

Соперничество. Для Сиу наличие достижений было необходимым условием для получения всеобщего уважения, влияния и вступления в брак. Члены племени Сиу считали, что «мир был полон естественной конкуренции», которая рассматривалась как важный элемент, вдохновлявший молодых людей совершенствоваться.

Истмен вспоминал: «Среди нас всегда было острое соперничество. Каждый стремился превзойти всех остальных». Спортивные состязания и игры, начиная от бега и заканчивая борьбой и попытками достать мёд из улья, были неотъемлемой частью жизни каждого мальчика из племени Сиу. Кроме того, юноши состязались между собой во время охоты.

Война также считалась своего рода спортивным соревнованием, «основанным на принципе мужского соперничества». Это был шанс для мужчин проявить себя и обрести славу:

«Войну мы рассматривали как организованный турнир или испытание мужества и мастерства с продуманными правилами. Война устраивалась для того, чтобы развивать в себе мужественность; поводы для её начала были рыцарскими или патриотическими. Они никогда не были обусловлены стремлением к территориальному расширению или покорению братской нации».

Признание. Эффективным механизмом формирования нравственного поведения делает тот факт, что неудачи и успехи в жизни имеют публичные последствия – позор для первых и хвала для последних. Молодые люди ищут признания и жаждут восхищения. Мальчики из племени Сиу с самого рождения находились на глазах у общественности.

«О появлении мальчика на свет, особенно если он первенец, часто объявляли публично. Это сопровождалось дарением подарков пожилым и нуждающимся людям. То же самое происходило, когда он делал свои первые шаги, когда ему прокалывали уши, когда он участвовал в своей первой игре. Обо всех его детских подвигах и успехах знал весь клан. Мальчика с самого его рождения приучали служить обществу, развивать в себе качества лидера и радушного хозяина, быть честным, щедрым, храбрым и всегда помнить о целомудрии и чести»

«Шкура в игре. Честь нужно заслужить. Сделать это могут те, кто идёт на риск, чтобы получить статус – со шкурой в игре. В племени Сиу воинам предлагали различные награды за их доблестные поступки; наивысшей считалось орлиное перо. Орлиные перья, в отличие от других, нельзя было носить просто в качестве декоративного элемента. Они доставались только тем, кто совершал подвиги на поле брани, которые были подтверждены другими воинами и одобрены большим советом военачальников. Согласно этой системе, «высшие награды присуждались только тем мужчинам, которые снова и снова совершали невероятные поступки».

То, что честь достаётся только тем, кто идёт на риск, Охайеза усвоил ещё в детстве, когда попросил у своего дяди когти медведя, которого тот убил на охоте:

«Мы затащили огромную тушу в наш вигвам. “О, какие красивые у него когти, дядя! – воскликнул я. – Можно я возьму их для своего ожерелья?”

“Их могут носить только старые знахари. Сын великого воина, которому удалось убить гризли, может надевать их на различные публичные церемонии”, – пояснил он.

“Но ты же, как и мой отец, считаешься лучшим охотником среди Санти. Ты убил столько гризли, что никто не станет возражать, если я надену ожерелье с медвежьими когтями”, – сказал я умоляюще.

Дядя улыбнулся.“Мой мальчик, ты непременно их получишь, – ответил он, – но всегда лучше заработать их самостоятельно”».

Возмужалость и одиночество

Когда Охайезе исполнилось шестнадцать лет, он стал принимать участие во всех видах деятельности своего племени, кроме войны, однако он был уже готов к посвящению в воины. Охайезу вывезли в лес, где он в полном одиночестве, не считая лошади и собаки, созерцал дух природы:

«В одиночестве я обрёл силу, в которой нуждался. Моё мальчишество исчезало, вместо него появлялись угрюмое достоинство и самообладание. Мысли о любви не мешали моим амбициям. У меня была смутная мечта когда-то начать ухаживать за хорошенькой девушкой, но только после того как я заслужу отличную репутацию и получу орлиные перья…

Из глубины леса в цивилизацию

И хотя Охайеза хотел стать воином и отомстить за «смерть своего отца», его хорошо продуманные планы и жизнь вскоре перевернулись с ног на голову.

В 1872 году его отец возвращался обратно в лагерь своего племени. «Много Молний» не был убит, как все думали: ему пришлось бежать на территорию Дакоты, где он принял христианство, сменил имя на Джейкоб Истмен и построил небольшую ферму. Истмен считал, что индейцы должны адаптироваться к цивилизации, и очень хотел, чтобы его сын получил образование и познал культуру белых людей.

Когда Истмен пытался убедить своего сына в том, что цивилизация – это благо, Охайезой одновременно завладели чувства восхищения и возмущения. Голос в его голове твердил: «Это ложная жизнь! Предательская жизнь!» Тем не менее, из любопытства и сыновнего послушания он согласился уехать со своим отцом из деревни Сиу, подальше от широких равнин и неба, подальше от естественной жизни, в совершенно новую, таинственную жизнь.

Охайеза постригся и носить другую одежду. Он принял христианство и в третий раз сменил имя на Чарльз Александр Истмен. Большую часть времени он проводил в помещении. Вместо того чтобы, находясь среди природы, изучать знаки природы и символы своего племени, Охайеза, сидя за партой, зубрил математику и буквы английского алфавита. Любознательность и интеллект Истмена принесли ему успех в этом новом начинании. После посещения нескольких подготовительных школ он получил степень бакалавра в Дартмутском колледже и окончил медицинскую школу при Бостонском колледже.

После этого его направили работать врачом в резервацию Пайн-Ридж (Южная Дакота). Истмен стал неутомимым представителем и защитником прав и автономии своего народа. Он также написал много книг о культуре индейцев Великих равнин до прихода белых людей. Истмен был крайне обеспокоен тем, что многие из его современников считали индейцев варварами, пьяницами, нечестными и аморальными людьми. Он хотел познакомить американцев с истинной культурой и идеалами своего народа; он чувствовал, что контакт между двумя культурами не должен быть односторонним.

Истмен вложил эту идею не только в свои книги и лекции, но и стремился применять её на практике. Он сыграл ключевую роль в создании индейских групп в Юношеской христианской ассоциации, «Бойскаутах Америки» и «Лагере у костра для девочек».

Тот факт, что Истмен рос в племени Сиу, а затем решил приобщиться к цивилизации, делает его уникальной фигурой; он стал «мостом», соединяющим коренные народы с переселенцами. Цивилизация во многом разочаровала Истмена, но он сделал всё возможное, чтобы сблизить противоположные миры.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх